Гегель, Георг Вильгельм Фридрих

Будучи гораздо хитрее и коварнее, чем животные, люди из страха самоистребления вынуждены на основе соглашения объединяться в определенные сообщества. Обуреваемые теперь уже социальными аффектами неудовольствия, в том числе аффектом страха, люди рискуют встать на путь социальной деградации. Освобождаясь от этих аффектов, человек стремится к состоянию свободы, достигаемого посредством разумного осознания и планирования своих поступков, в том числе — осмысления и преодоления ситуаций страха. Индивидуальной свободы каждого отдельного человека недостаточно для освобождения от массовых страхов и суеверий, что демонстрирует неуправляемое поведение толпы. В поисках действительно свободного развития люди приходят к пониманию необходимости объединения на основе республиканской формы сообщества, предполагающего свободное развитие каждого посредством общей свободы, не оставляющей места массовым страхам и суевериям. Глубоко диалектичны для своего времени размышления о страхе Д. Рассматривая страх и его противоположную форму — надежду — в ряду других человеческих аффектов, таких как добро удовольствие и зло страдание , печаль и радость, Юм обнаруживает, что страх и надежда возникают в силу недостоверности или вероятности состояния духа: Состояние вероятности или недостоверности возникает, как считает Юм, в силу постоянной борьбы противоположных возможностей реализации аффектов, в ходе которой дух не может остановиться на каком-либо одном аффекте, стороне противоречия, а непрестанно переходит от одной к другой. Если же в воображении противоположные аффекты, например, горе и радость, все же смешиваются, то из этого соединения образуются аффекты надежды и страха.

гегель о социальном страхе

Издавна это состояние человека изучали психологи, толкуя страх как отрицательную эмоцию, которая обнаруживает себя, когда возникает реальная или мнимая опасность. Эмоции особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями, мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности 5, Страх это эмоция, возникающая в случаях реальной или воображаемой угрозы существованию организма, индивида, его ценностям, идеалам и принципам и направлена на источник опасности 5,

Пра Гегель, определивший страх именно как"внутреннее сжатие души Можно выделить главный в социальном смысле вид страха - тотальный.

Жизнь Европы в это время наполнена войнами, политическими интригами, мятежами. Именно в это время происходят европейские буржуазные революции, в том числе и знаменитая Французская революция. О противоречиях в природе, обществе, мышлении, о борьбе между людьми, классами, государствами ученые размышляли особенно много в Новое время, когда социальные конфликты стали наиболее острыми.

О природе конфликтов писали Ф. В ходе анализа данной проблемы выявились два различных подхода к пониманию природы социального конфликта, которые можно условно определить как пессимистический и оптимистический. Пессимистический подход наиболее четко выразил английский философ Томас Гоббс — Человек, полагал он, по своей естественной природе является существом эгоистическим, завистливым и ленивым.

Поэтому первоначальное состояние человеческого общества он оценивал как лат.

Гегель имел необычное восприятие мира. И если все прочие люди видели мир таким, каков он есть, то для восприятия Гегеля главными были скорее невидимые силы, управляющие видимыми вещами. Именно эти силы приводят мир в его актуальное состояние, и от них зависит, быть ему таким, каков он есть, или стать другим. А это далеко не праздный вопрос.

Нужно обладать опережающим мышлением.

И самого себя, и Гегеля Лифшиц называл «сынами революции». .. это хорошо видно на примере «социальной системы» Гольбаха. Народным массам.

Страх как социальное явление План работы: Проблема страха в работах философов прошлого……………………………5 3. Страх в психологической структуре человека………………………………. Страх в массовом сознании……….. Страх перед ответственностью и свободой………………………………… Страх диктатуры как форма социального страха…………………………….. Социальный страх в России…………………………………………………….

От внезапно нахлынувшего, парализующего волю чувства до продолжительного ощущения беспокойства и тревоги, сопровождающегося бессонными ночами, стремлением во что бы то ни стало забыться, прогнать прочь неприятные впечатления… Тема социального страха отнюдь не нова в историко- философском отношении. Выяснилось, что и политики, и учёные обществоведы не смогли не только предвосхитить, но и объяснить уже сложившиеся тенденции возникновения и развития социального страха.

А вместе с тем, повсеместно возникающий и резко усиливающийся в переломные моменты развития общества социальный страх тиражируется, видоизменяется и, никуда не исчезая, загоняется вольно или невольно в сферу подсознательного, заставляя человека закрываться от устрашающего мира инструкциями, глухими заборами, молчаливостью и равнодушием, уходом в себя или в религиозные иллюзии. Экономический, политический, идеологический, экологический, космический, инфекционный и т.

Разумеется, у каждого человека конкретные причины испытывать страх могут быть бесконечно разнообразны. Но все их можно свести к немногим типам, характерным для конкретного общества.

Моральное развитие и общественная борьба: ранние социально-философские учения Гегеля

Мы кратко упомянем некоторые из них и покажем, как на них можно было бы ответить с позиций симпатизирующих Гегелю интерпретаций. Индивид не имеет никакого значения в гегелевской системе Среди прочих это замечание выдвинул и Кьеркегор. Он защищал индивида от философской системы, в которой, по его мнению, уникальное, индивид, поглощается универсальным - государством и историей.

Гегель отражает в своей социальной философии не только революционные, но и Страх перед пролетариатом — вот источник той половинчатости и.

Проблемастраха в работах философов прошлого……………………………5 3. Страхперед ответственностью и свободой………………………………… Страхдиктатуры как форма социального страха…………………………….. Социальный страх в России……………………………………………………. Выяснилось, что и политики, иучёные обществоведы не смогли не только предвосхитить, но и объяснить ужесложившиеся тенденции возникновения и развития социального страха. А вместе с тем, повсеместновозникающий и резко усиливающийся в переломные моменты развития обществасоциальный страх тиражируется, видоизменяется и, никуда не исчезая, загоняетсявольно или невольно в сферу подсознательного, заставляя человека закрываться отустрашающего мира инструкциями, глухими заборами, молчаливостью и равнодушием,уходом в себя или в религиозные иллюзии.

Экономический, политический,идеологический, экологический, космический, инфекционный и т. Разумеется, у каждогочеловека конкретные причины испытывать страх могут быть бесконечноразнообразны. Но все их можно свести к немногим типам, характерным дляконкретного общества. В каждом конкретном обществе страхи могут многое сказатьи о самом обществе. Так, в большинстве исследованныхэтнографами реликтовых, доклассовых обществ люди больше всего боятсяпотусторонних сил: Археологические данные и дошедшие до нас документы свидетельствуют, что то жесамое было характерно для большинства доклассовых обществ в прошлом.

Иих страхи становятся более разнообразными, различными в разных социальныхгруппах.

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Социально-философские взгляды Гегеля

Сообщите промокод во время разговора с менеджером. Промокод можно применить один раз при первом заказе. Тип работы промокода -"дипломная работа". Страх как социальное явление внешних противоположностей бытия.

О роли страха для развития самосознания Гегель продолжает мысль: «Если А сколько социальных страхов мы переживаем! боюсь.

Овсянников Гегель У скрытой и замкнутой вначале сущности Вселенной нет силы, которая могла бы противостоять дерзанию познания; она должна раскрыться перед ним, показать ему свои богатства и свои глубины и дать ему наслаждаться ими. Основные работы посвящены проблемам истории зарубежной философии, истории и теории эстетики, в частности: В работе конгресса приняло участие ученых из более чем 20 стран мира.

Кульминационным пунктом торжества явилось заседание в аудитории Карла Маркса Берлинского университета имени Гумбольдта, на котором с большим, содержательным докладом выступил заместитель председателя совета министров и председатель гегелевского комитета ГДР Александр Абуш. Докладчик дал всесторонний анализ философии Гегеля и показал, какое место занимает она в современной классовой борьбе.

Он указал на то, что философия Гегеля явилась важным пунктом в постановке проблемы гуманизма. Он отметил далее, что Гегель сформулировал гениальные диалектические догадки о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Идеалистическая диалектика Гегеля была переработана пролетарскими революционерами К. Лениным, которые создали материалистическую диалектику как могучее орудие познания и революционного преобразования мира.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель — выдающийся представитель немецкой классической философии, одного из теоретических источников марксизма. Он объективный идеалист, т.

Диалектика господина и раба

В статье рассматривается эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философской мысли. Дана характеристика философским взглядам на страх и тревогу, сложившимся в разные исторические периоды, показана специфика подходов к выявлению сущности страха и тревоги в истории философии, а также в русской и западноевропейской философской мысли. Прослеживается трансформация взглядов на взаимосвязь тревоги и страха.

На основе историко-философского анализа сформулированы ключевые аспекты философского понимания феноменов страха и тревоги — антропологический, онтологический, гносеологический, аксиологический, праксеологический.

Методологические основания анализа социального страха 12 (Платон, Гегель, христианство), гносеологическом (Эпикур, Б.Спиноза, И. Кант).

При этом Энгельс противопоставил Декарта и Спинозу общей — метафизической тенденции в философии этого столетия. Данная здесь Энгельсом характеристика Декарта и Спинозы выдвигает интереснейшую тему историко-философского порядка: По отношению к Спинозе марксистская философская мысль уже приступила к такому изучению. Диалектический смысл онтологии и методологии Спинозы раскрыт А. Дебориным в юбилейном докладе о Спинозе. Напротив, диалектика Декарта представляет еще для нас проблему.

Предлагаемый доклад есть посильная попытка анализа этой проблемы. Нужно сказать, что анализ этот представляет огромные трудности. Во-первых, по этому вопросу почти нет исследовательской литературы. Есть материалы, но под таким углом зрения они не обрабатывались. Во-вторых, изучение диалектики Декарта разделяет общую судьбу большинства таких исследований: Но раз так, то трудно провести черту между общей историко-философской характеристикой системы и его специально диалектической интерпретацией.

В интересах экономии приходится брать из всей системы только те учения, которые так или иначе связаны с диалектикой, к ней ведут, являются почвой, на которой она вырастает. Напротив, в интересах корректной, не односторонне-извращенной интерпретации самой диалектики следует иметь в виду связь всех частей системы.

Г. Гегель о свободе

Гегель о человеке и обществе Гегель считается философом послекантовского немецкого идеализма. Гегель пытается преодолеть дуализм 2х миров, противоположность объективного мира и мира субъекта путем отождествления мировоззрения и бытия, объекта и субъекта. В противоположность Канту Гегель считал, что естественнонаучное знание не стоит абсолютизировать, оно — одна из исторических форм знания об одной части мира — природе.

ЗАВИСТЬ И СТРАХ ПЕРЕД ЖИЗНЬЮ по части негативности: Гегель познакомил нас с диалектическим «снятием» противоположностей, .. Вразрез с экстравертным, интровертный социальный страх не что иное, как имплозия.

Многие из них сегодня звучат очень актуально, помогают через категориальный аппарат социальной философии уяснить проблемы гражданского общества, правового государства, частной собственности, сознания и самосознания личности и общества, форм общественного сознания и др. В своем анализе общественного строя Гегель пошел дальше своих предшественников. Он подчеркивал большую роль орудий производства, экономических и социальных отношений, географической среды в развитии человечества.

Историю человечества Гегель понимал не как цепь случайных событий. Она для него носила закономерный характер, в котором обнаруживается мировой разум. Правда, тут же Гегель пояснил, что люди, преследуя свои цели, в то же самое время осуществляют историческую необходимость, сами того не сознавая.

/ _

Она всегда была высшей ценностью. Ценнее ее была только жизнь. Этот лозунг во все времена выражал чаяния народа, и в нем по существу всегда было одно и то же: Всякий раз он был подсказан разумом и чувствами. Однако создается такое впечатление, что научное содержание понятия свободы в нашем обществе не было воспринято и не было востребовано. Фактически оно осталось без применения в наших социологических исследованиях.

гическую область социальной истории следует второе, решающее отрицание с бин памяти Экзистенциальный страх, страх перед собо чу-.

Перейти к содержимому Нетрудно убедиться, что философия Г. Гегеля как бы пронизана идеей свободы, однако гегелевское понимание свободы во многих случаях отличается своеобразием. Именно поэтому оно и представляет интерес, выходящий за рамки интереса только к Г. Гегель начинает с понимания свободы, заложенного святыми Отцами церкви.

Она связана с моральным аспектом понятия свободы: Теперь он обречен жить в противоборстве добра и зла, различать добро и зло, осуществлять свой выбор. Таково исходное христианское понимание свободы.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии

При этом Гегель сделал попытку раскрыть и внутреннюю связь этого движения и развития. Объективный идеалист Гегель был непримиримым противником материализма и убежденным защитником религии. Для социологии наибольшее значение представляет второй раздел логики Гегеля, где анализируется проблема противоречия и связанных с ней категорий. При этом именно противоречие Гегель рассматривает как источник самодвижения и саморазвития.

Ключевые слова: социальный страх, социальная тревожность, социальное настроение, отчуждение, лютного духа (Гегель), религии (Л. Фейер-.

Баринов - Эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философии Добавил а Социология Д. Анализ эволюции представлений о страхе и тревоге в истории философии показывает, что в работах многих философов предприняты попытки изучить природу страха и тревоги, дать им антропологическое и онтологическое обоснование, классифицировать формы и виды страха, продемонстрировать его связь с другими состояниями психики. Важной составляющей философских теорий является анализ социальных аспектов страха и тревоги как элементов социального поведения и управления.

ХХ век в истории человечества был эпохой невиданных потрясений, поставивших под сомнение ключевые ценности человеческой культуры и бытие самого человека. Не случайно в ХХ веке получили распространение научные теории, предрекающие катастрофический исход человеческой цивилизации. Пугающие перспективы развития мировой цивилизации, глобальные проблемы, природные катаклизмы, неизвестные ранее и неожиданно возникающие вирусы — все это не вносит в жизнь современного человека уверенности в завтрашнем дне.

Лучшим подтверждением тому служит глобальный экономический кризис, потрясший основы мировой экономической системы и поколебавший потребительские идеалы современного общества. Не случайно сегодня не уменьшается интерес к страху и тревоге. Философы, социологи, политологи, психологи продолжают изучать новые стороны этих эмоциональных явлений.

Выходят в свет не только научные исследования, но и практические методики преодоления страха и тревоги. В философии изучалась и эволюция воззрений на страх и тревогу. Сапожниковой рассматриваются различные подходы к проблеме страха и тревоги, сложившиеся в истории философской мысли.

Неля Мотрошилова:"Феноменология духа" Георга Гегеля. Часть 1